Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси
Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.
Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера
на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из
Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей
Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились
половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое,
где нет уже места другим степным народам…
Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как
когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной
стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно
печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского
князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье,
находящемся между Русью и Степью.
Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было
места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро
менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься
сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского
государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников»
Поросья даже строится своя столица — город Торческ.
Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в
истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный
опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют:
значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей
Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во
Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем
память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева,
ст. Берендеево, Берендеево болото и др).
Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы,
стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже
нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз
под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки).
Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской
земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и
кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются
врагами с самим государством.
Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов?
По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело
разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году,
те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и
захватили много пленных.
Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».
Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников
из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки»
были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей
в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба
раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались
родственники — «сваты».
В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково
называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые
опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли
гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь,
«черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В
первой половине XII века в летописях незаметно меняется название
новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки».
Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из
версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали
для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и
переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а
народ — «русские».
Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».
Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».
После их прихода история «народа черных шапок» прекращается
резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их
лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне
Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников
монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды,
оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро
ассимилируются среди славянского населения.
В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей.
От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте,
истинный смысл которых уже почти забыт.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий