Аскольд и Дир: загадка первых киевских князей
Аскольд
и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве,
принявшие христианство и заложившие основы древнерусской
государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много
противоречий.
Источники
Сведения,
которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в
Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во
многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными
историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических
неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.
Из варяг в хазары
Повесть
временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками
новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на
Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как
враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в
организованном против него восстании.
Так
или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный
город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его
население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.
В
Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни
племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села».
Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить
земли и княжеский титул.
Историк
Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика,
превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской
дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта
версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили
бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно,
здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов
каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным
Рюриком.
Поход на Царьград
О
набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного
моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских
и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности.
Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866
год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку
на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и
тех же событиях.
Византийцы,
измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов.
По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360
кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот
летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали
разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам
Царьград.
Только благодаря
усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой
Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно
разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер
разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться
домой.
Христиане или иудеи?
В
некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия
налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает
проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский
пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла
евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако
академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях,
повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их
имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни
в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских
князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их
христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.
Убийство
После
смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически
главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам».
Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году
поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев.
Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались
недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались
незамедлительные меры.
Олег
взял с собой в рискованный поход Игоря, что может означать одно: он
хотел явить Киеву законного наследника рода Рюриковичей и посадить его
на «киевский трон». Как гласит предание, обманом выманив Аскольда и Дира
из крепостных стен, он произнес: «Вы не князья и не знаменитого роду», а
показав на Игоря, добавил: «Вот сын Рюриков!». После этого киевские
правители были преданы смерти.
Однако,
по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во
многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были
наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а
поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и
противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать
обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий,
один их наследников польской династии.
А был ли Дир?
Согласно
летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом
берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем –
недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра:
странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день,
захоронены в разных местах!
Следует
заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир
правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд
и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr»
последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и
в самостоятельную личность.
Также
византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят
об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А.
Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна.
Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому
что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам
одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании
совместных действий двоих лиц».
История
киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает
ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат
неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии
показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX
столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и
останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий