понедельник, 20 августа 2018 г.

Как ли изначально выглядел храм Василия Блаженного?

 

Призраки прошлого. Так ли изначально выглядел храм Василия Блаженного?


А давайте я вам задам вопрос: как раньше выглядел храм Василия Блаженного? Каким его на самом деле в 1561 году по окончанию строительства увидел царь Иоанн Васильевич (Иван IV Грозный), по заказу которого он и был построен. Поверьте мне, он выглядел выглядел совершенно иначе...
 
Призраки прошлого. Так ли изначально выглядел храм Василия Блаженного?
 
Это собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. И вообще это не один храм, а целых ДЕСЯТЬ церквей, каждая из которых (кроме одной главной - церкви Покрова Богородицы) имеет отдельный вход.
 
А собственно церковь св. Василия Блаженного с в северо-восточной части храма пристроена позже в 1588 году над захоронением этого святого.

Ну хорошо, хорошо, значит во времена Ивана Грозного вот этой церкви, в плане не было.
 
Ну хорошо, хорошо, значит во времена Ивана Грозного вот этой церкви, в плане не было. архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны
 
Но на самом деле на привычный всем внешний вид собора это постройка особо не повлияла.

Легенда же о зодчих Барме и Постнике, которых якобы ослепил царь, чтобы они не смогли построить нечто более прекрасное - всего лишь легенда. Скорей всего Барма и Постник - одно лицо: Постник Яковлев, «сын Постникова, по реклу Барма» - известный псковский зодчий, построивший позже Благовещенский собор в Казанском кремле.
 
Благовещенский собор, строительство закончено в 1562 г.
 
Благовещенский собор, строительство закончено в 1562 г. архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны
 
Он же в 1837 году.
 
Он же в 1837 году. архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны

Храм Василия Блаженного кажется нам вышедшим из русской сказки. А ведь это - ошибка. Хотя сам храм великолепен, но его почти лубошная расцветка, столь любимая многими, вовсе не характерна для русской и тем паче древнерусской архитектуры.

А действительно ли он так выглядел в прошлом? 
 
И я задался вопросом, а действительно он так выглядел в прошлом? Не может быть что так же! архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны
 
Вот гравюра Джакомо Кваренги "Покровский собор и Спасская башня Кремля" конца XVIII века задолго до знаменитого московского пожара 1812 года.
 
Вот гравюра Джакомо Кваренги "Покровский собор и Спасская башня Кремля" конца XVIII века задолго до знаменитого московского пожара 1812 года. архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны

Увы, храм выглядит практически как и сегодня.

А вот рисунки уже XVII века. Правая гравюра относится к 1612 году, то есть всего спустя полвека после строительства.
 
А вот рисунки уже XVII века. Правая гравюра относится к 1612 году, то есть всего спустя полвека после строительства. архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны
 
Здесь храм выглядит уже по другому. Исчезла крытая галерея вокруг храма со стрельчатыми сводами над лестничными входами. К тому же, судя по правой гравюре храм в вовсе не кирпичного цвета, а именно белокаменный каким и должен был быть изначально.
 
Но то, что нас интересует по прежнему выглядит все так же! Купола по прежнему узорные и явно ярко раскрашенные. 

Неужели мои предположения неверны?

Пришло вам время показать церковь Вознесения в Коломенском (построена в 1532 году).
 
Пришло вам время показать церковь Вознесения в Коломенском (построена в 1532 году). архитектура, загадки, история, история россии, расследования, тайны
 
Сходство с центральным столпом собора Покрова невероятное! Зодчий этой церкви - итальянский архитектор Петр Фрязин (Пётр Франческо Анибале). И снова - обратите внимание на купол церкви.
 
Однако, хватит вас томить. Согласно летописям главы соборы Покрова на Рву были перестроены заново после пожаров конца XVI века и до этого они были златоглавыми!

Так значит изначально собор Покрова на Рву выглядел совершенно иначе:

Белокаменная церковь с золотыми куполами, без ярко разукрашенного декора и без галереи окружающей собор с шатровыми перекрытиями и лестницами. Скорее всего и сами купола церкви были иной формы - шлемовидной.

В следующий раз, когда будете на Красной площади, прищурьте глаза и посмотрите внимательно на собор Покрова... 

Возможно, на фоне пасмурного серого московского неба над собором вы увидите силуэт прекрасного белокаменного храма с золотыми куполами, словно отражение небесного града.

Ведь именно таким его когда-то задумал гений безвестного зодчего...

@ЛысыйКамрад
 
 
 
 

четверг, 9 августа 2018 г.

Потомки английского короля Гарольда правили на Руси?

 

Потомки короля Гарольда правили на Руси?

 

Потомки короля Гарольда  правили на Руси?

Такие странные перекрещенья судеб в истории и жизни.

…В сражении при Гастингсе пал предводитель саксонцев — король Гарольд II (Harold II, 1022–1066). Тело Гарольда разыскала на поле боя его возлюбленная, о которой средневековые хронисты написали, что «Гарольд любил её ещё прежде, чем был выбран королём… Имя её было Эдит (Eadgyth), а прозвание — Красавица Лебединая Шея (Swanenhals)». Сопровождавшие Эдит монахи сплели из ветвей носилки и на них вынесли тело короля «с ужасного поля битвы». Медленно двигалась траурная процессия, «спускалась ночь, чернея, и шла за гробом своей любви Эдит Лебяжья Шея» (так написал Гейне в балладе «Поле битвы при Гастингсе»).

Дошедшие до нас сведения о детях последнего короля англосаксов весьма скудны. По-видимому, только Гите, младшей дочери Гарольда, было суждено продолжить род отца, да притом на русской земле.

Поскольку Гита (в скандинавской транскрипции Гида) принадлежала к датскому королевскому дому, о ней имеются сообщения в норвежских Королевских сагах: за её судьбой проследил знаменитый средневековый хронист Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus, 1150-1220), написавший многотомное сочинение «Деяния датчан» (Gesta Danorum). Кое-что удалось выяснить и датскому историку XVII века Тормоду Торфею. Вот что нам известно о дочери короля Гарольда.

После смерти бабушки Гита уехала к своему дяде Свену Эстридсону (Ульфсону), королю Дании, и тот, как пишет Саксон Грамматик, «отечески оценив по заслугам благочестие и нежность девушки, своей родственницы, договорился о свадьбе с князем Владимиром…» Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» убедительно доказал, что речь здесь шла о Владимире Мономахе (1053–1125), внуке Ярослава Мудрого, и в связи с этим особую роль в этом сватовстве, видимо, сыграла Елизавета Ярославна — тётка князя Владимира. Её первым мужем был норвежский король Гаральд Гардрада (Harald III Sigurdsson, Harald Hardraade или Hardrade, 1015–1066), о самоотверженной и романтической любви которого Алексей Константинович Толстой (1817–1875) написал балладу «Песня о Гаральде и Ярославне». После гибели Гардрады осенью 1066 года в битве при Йорке Елизавета Ярославна вторично вышла замуж — за короля Свена (Sven II Estridssen, 1018–1076) и, познакомившись с Гитой во время её пребывания в Дании, могла порекомендовать её в жены своему племяннику Владимиру Всеволодовичу.

На самом же деле Гиту привезли на Русь только в конце 1075 или в начале 1076 года, причём после того, как король Свен предпринял безуспешную попытку вернуть дочери короля Гарольда английский престол. Гита стала супругой Владимира Мономаха, и в 1076 году у неё родился сын Мстислав (умер в 1132 году), будущий великий киевский князь, который фигурирует в сагах под именем Гарольда — Гита назвала его в честь своего отца. Заметим, что в крещении Мстислав-Гарольд носил имя Феодор.

Князь Мстислав I от двух своих браков имел огромное потомство. Дочери его сочетались браками с иностранными принцами и давали начало новым династиям. Так Евпраксия, дочь Мстислава и его первой жены шведской принцессы Христины, стала женой греческого царевича Алексея I (Alexios Komnenos, около 1048-1118) — основателя династии Комнинов, правившей в 1081–1185 годах. Другая дочь, Ингеборга (Ingibiorg), вышла замуж за короля Дании Канута Лаварда (Knud Lavard, 1090–1131). Её сын, король Вальдемар I (Valdemar I of Denmark, 1131–1182), был назван в честь прадеда Владимира Мономаха, и с тех пор это имя фигурировало в родословных списках датской королевской фамилии.

Многие представители знатных родов России могли считать себя потомками короля Гарольда II. Как выяснили Андрей и Лариса Черкашины, к числу таковых относится, например, А.С. Пушкин: его прабабка Сарра Юрьевна Ржевская (1721–1790) происходила по прямой линии от бояр Ржевских, непосредственных потомков князя Мстислава Великого.

Что же касается Гиты, то о её дальнейшей судьбе мы почти ничего не знаем, так как через русскую историю она, подобно большинству княгинь и княжон, по выражению Ивана Михайловича Ивакина, «проходит какою-то невидимкою». Трудно утверждать категорически, кому из многочисленных детей Владимира Мономаха, кроме старшего сына, она приходилась матерью. Как известно, после Мстислава один за другим в период с 1076 по 1081–1082 годы появились на свет Изяслав (1077–1096), Святослав (1079–1114), Ярополк (1082–1139) и Вячеслав (1083–1154). По мнению историка Владимира Андреевича Кучкина, эти княжичи были погодками, а двое из них, возможно, даже были близнецами, так что, скорее всего, Гита была их матерью.

Заметим, что в русских летописях дважды упомянуто о смерти жён Мономаха: в 1107 и в 1126 году. Нас интересует запись от 7 мая 6615 (1107) года, сообщающая о смерти «Володимеряи» (то есть жены Владимира). О том же горестная заметка в «Поучении» Мономаха: «…и Гюргиева мати умре». О Гите ли тут идёт речь? Ещё одно подтверждение тому, что Гита была жива в самом конце XI века, приводит историк Александр Васильевич Назаренко, который обнаружил в Германии латинский текст XII века «Проповедь благочестивого Руперта» — настоятеля монастыря св. Пантелеймона в Кёльне.

Проповедь посвящена неизвестному прежде эпизоду из жизни князя Мстислава Великого, который был тяжело ранен на охоте медведем. Князь находился между жизнью и смертью, у его постели много дней сидела в печали его мать (Гита!), которая, как следует из рукописи, ещё раньше, до её приезда на Русь, вступила в обитель св. Пантелеймона в Кёльне почётным членом, делавшим вклады в монастырь. Считалось, что благодаря этому она и её дети находились под особым покровительством целителя Пантелеймона. И в критический момент этот святой явился раненому князю и вернул ему здоровье. Этот эпизод можно датировать 1097–1099 годами.

Итак, весьма вероятно, что Гита была матерью Юрия Долгорукого, и через него генеалогическая цепочка ведёт от короля Гарольда к Александру Невскому и славным московским князьям, в том числе к Дмитрию Донскому. При этом, ссылаясь на историков В.А. Кучкина и А. Горского, можно проследить также дополнительную генеалогическую линию от Мстислава к князьям московским: матерью Александра Невского была Феодосия Мстиславна, дочь Мстислава Удатного, прямого потомка князя Мстислава Великого.

по материалам журнала "Вокруг света"