Богдан Хмельницкий и еврейские погромы
Среди книг современников погромов 17 в. самое видное место занимает «Пучина бездонная» - полная история преследований евреев и зверств казаков Богдана Хмельницкого. Автор книги Натан Ганновер был ортодоксальным раввином и каббалистом. Натан с семьей жил в Заславле и там чудом спасся бегством в 1648 году во время зверских погромов казаков. После этого Натан вел кочевую жизнь - жил в Праге, затем в Италии (в Венеции), где он изучал Каббалу. Был раввином в Ливорно, потом опять переехал в Восточную Европу. Сначала в Валахию, затем был раввином в Молдавии, в Ясах и Фокшанах, потом попал в Моравию, в Венгерские Броды, где также был раввином, здесь он и погиб во время погромов 14 июля 1683 года от турецкой пули, когда он совершал молитву в синагоге.
Титульный лист первого издания хроники
Натана Ганновера «Пучина бездонная»
(Венеция, 1653)
Натан
Ганновер излагает последовательность событий приведших к геноциду
евреев в тогдашней Польше. «Я назвал эту книгу «Пучина бездонная», так
как в этом названии заключен намек на ужасное бедствие…» - так пишет о
книге сам Натан Ганновер. Он винит в трагедии не только казаков, но и
крымских татар, вступивших с ними в союз против Польши ради наживы. А
вот как формулирует автор возможность спасения евреев: «И сказал им по
своему обычаю православный народ: Кто хочет остаться в живых, пусть
изменит своей вере и пусть напишет…, что он отказывается от Израиля и от
его бога».
Автор описывает беды,
причиненные бандами Богдана Хмельницкого в 1648-1652 годах в Украине,
Литве и Польше. 26 мая 1648 польское войско с двумя гетманами было
пленено. Один из польских руководителей, князь Ярема Вишневецкий,
отступал со своим войском по направлению к Литве, а вместе с ним бежало
около 500 евреев, каждый со своей женой и детьми.
Те же жители местечек,
которым убежать не удалось «погибли смертью мучеников от различных
жесточайших и тяжких способов убиения, у некоторых сдирали кожу заживо, а
тело бросали собакам, а некоторых, — после того, как у них отрубали
руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали
лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того,
чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках,
до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в
лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных
женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый
живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли
извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других,
насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а
иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не
существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не
применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями;
сжигание; убиение и удушение». Часть евреев татары уводили в плен,
женщин насиловали и забирали в наложницы. Только небольшая часть евреев
спаслась, приняв под угрозой смерти христианство. Несколько общин
сдались татарам и их потом выкупили из плена, собрав деньги на это по
всей еврейской Европе и Турции. Автор Натан Ганновер подробно
останавливается на захвате казаками Немирова, Тульчина, Полонного,
Заславля. Большое внимание уделено мужеству и сопротивлению евреев,
враждебности крестьян и случаям предательства поляков.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Манифест Хмельницкого
призывал к уничтожению поляков и евреев. Против евреев в манифестах
выдвигались развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и
религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе
большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского
еврейства, которое подверглось массовому истреблению. Восстание
сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям
захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические
священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно.
Самое ужасное
остервенение проявлял народ к евреям: они осуждены были на конечное
истребление, всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона были
извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали
на них евреев и резали без милосердия». Катастрофу, пережитую евреями в
период восстания Хмельницкого, сравнивали с третьим разрушением Храма.
Тысячи еврейских семей из сел и местечек искали спасение от казаков
Хмельницкого в укрепленных городах. Однако города стали местом их
массовой гибели.
В ходе войны особый
резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев Немирова и Тульчина
(июнь 1648 г.). В Тульчине поляки в обмен на сохранение собственных
жизней выдали евреев казакам, но это их не спасло. Казаки зарубили
евреев, а потом покончили с поляками. Тернополь вообще отказался
впустить евреев.
Особо
лютая резня произошла в Немировской крепости. Казаки, зная, что Немиров
хорошо укреплен, прибегли к хитрости. Они подошли к Немирову,
переодевшись поляками и с польскими знаменами. Евреи, думая, что это к
ним на помощь подошло польское войско, открыли ворота. Около 6000 евреев
погибли в Немирове. 20 сивана – день Немировской резни был определен
днем ежегодного поста и молитвы.Архиепископ
Тульчинский и Брацлавский Ионафан обвинил казацкое войско Богдана
Хмельницкого в этнических чистках и преднамеренном убийстве 300 тысяч
евреев на Правобережье Украины.
Многие были пленены и
проданы в рабство крымским татарам. В конце 1648 г. число полоненных
было столь большим, что неслыханно упали цены: татары меняли шляхтича на
коня, а еврея - на щепотку табака. Второй раз цены на рабов упали
осенью 1654 г. по весну 1655 года. XVII столетие было временем страшных
испытаний и потрясений для еврейского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий