Культурный обмен XIII века
Золотая Орда — составная часть Монгольской империи, основанной
Чингисханом, которую получил в наследство его внук Батый. Началом
создания Золотой Орды историки считают 1243 год. В это время Батый
вернулся из завоевательного похода к «Франкскому морю».
К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербента, Северный Хорезм, Западную Сибирь.
Город Сарай, расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды. Любопытно, что это слово, называющее какое-либо непрезентабельное хозяйственное сооружение, обозначает в переводе с персидского — «дворец». Древняя Русь в состав Золотой орды не входила, но была в вассальной зависимость: население государства платило дань. Никто не станет спорить, что был нанесен огромный урон развитию Древней Руси, которая, по мнению историков, была отброшена на 500 лет назад. Были разорены южные земли Руси, произошел подрыв хозяйства и культуры. Можно говорить о затяжном экономическом упадке русских земель после больших опустошений, произведенных Батыем. На протяжении первых 50 лет ордынского господства в княжествах Северо-Восточной Руси не было основано ни одного города. В данной работе мы не будем останавливаться на негативных последствиях монголо-татарского нашествия, так как они известны всем. Наш интерес будет направлен на исследование положительного влияния культуры Золотой Орды на Древнерусское государство.
Один из видных исследователей эпохи Чингисхана, князь Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства, придало его развитию характерные азиатские черты.
За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.
Если говорить об изменении одежды, то длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы и раковины.
Они привнесли в русскую культуру счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы и других городов.
Влияние Востока на русскую культуру ярко проявляется в танцах. В то время как на Западе в танце обязательно было наличие пары —дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это было не столь важно. В движениях мужчинам дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит, скорее, характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.
Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а, в какой-то мере, подъему культуры Руси.
Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. В нем так же, как и в других сферах жизни, произошли существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.
Расцениваете ли вы такие слова, как «серьга» и «арбуз», «товар» и «штаны», как нерусские? Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать, что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными. К заимствованным словам мы также можем отнести и такие, как ярлык, казна, таможня, кирпич, бирюза, жемчуг, войлок и тесьма, фата и чулок, барсук, таракан, тюрьма и карандаш.
Естественно, нельзя упускать из виду и влияние служилой тюркской знати на историю России. Интересен тот факт, что царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.
Очень важной была политика религиозной терпимости, проводимая Золотой Ордой на русских землях. Православная церковь не подвергалась гонениям, напротив, поддерживалась и защищалась. В этом историки усматривают важный фактор сохранение национальной идентичности и защиты Православия от экспансии Католичества, активно проводимой в то время в Восточной Европе.
Как мы видим, нельзя однозначно оценивать вторжение монголо-татарского ига на Русь.
Ученые не пришли к однозначному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. В какой-то мере, монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси. Культуры, которая по сей день является гордостью нашей страны.
К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербента, Северный Хорезм, Западную Сибирь.
Город Сарай, расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды. Любопытно, что это слово, называющее какое-либо непрезентабельное хозяйственное сооружение, обозначает в переводе с персидского — «дворец». Древняя Русь в состав Золотой орды не входила, но была в вассальной зависимость: население государства платило дань. Никто не станет спорить, что был нанесен огромный урон развитию Древней Руси, которая, по мнению историков, была отброшена на 500 лет назад. Были разорены южные земли Руси, произошел подрыв хозяйства и культуры. Можно говорить о затяжном экономическом упадке русских земель после больших опустошений, произведенных Батыем. На протяжении первых 50 лет ордынского господства в княжествах Северо-Восточной Руси не было основано ни одного города. В данной работе мы не будем останавливаться на негативных последствиях монголо-татарского нашествия, так как они известны всем. Наш интерес будет направлен на исследование положительного влияния культуры Золотой Орды на Древнерусское государство.
Один из видных исследователей эпохи Чингисхана, князь Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства, придало его развитию характерные азиатские черты.
За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.
Если говорить об изменении одежды, то длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы и раковины.
Они привнесли в русскую культуру счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы и других городов.
Влияние Востока на русскую культуру ярко проявляется в танцах. В то время как на Западе в танце обязательно было наличие пары —дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это было не столь важно. В движениях мужчинам дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит, скорее, характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.
Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а, в какой-то мере, подъему культуры Руси.
Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. В нем так же, как и в других сферах жизни, произошли существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.
Расцениваете ли вы такие слова, как «серьга» и «арбуз», «товар» и «штаны», как нерусские? Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать, что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными. К заимствованным словам мы также можем отнести и такие, как ярлык, казна, таможня, кирпич, бирюза, жемчуг, войлок и тесьма, фата и чулок, барсук, таракан, тюрьма и карандаш.
Естественно, нельзя упускать из виду и влияние служилой тюркской знати на историю России. Интересен тот факт, что царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.
Очень важной была политика религиозной терпимости, проводимая Золотой Ордой на русских землях. Православная церковь не подвергалась гонениям, напротив, поддерживалась и защищалась. В этом историки усматривают важный фактор сохранение национальной идентичности и защиты Православия от экспансии Католичества, активно проводимой в то время в Восточной Европе.
Как мы видим, нельзя однозначно оценивать вторжение монголо-татарского ига на Русь.
Ученые не пришли к однозначному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. В какой-то мере, монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси. Культуры, которая по сей день является гордостью нашей страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий