Впрочем, мне проще, чем товарищу Луначарскому. В отличие от него, я многое видел своими глазами.
Представили? А теперь попытаемся вернуться примерно на полвека назад и приобрести автомобиль.
Ура?
В общем — ура, конечно.
Но до получения машины еще далеко: это всего
лишь очередь на нее. Но вы в ней уже стоите, и этим резко отличаетесь
от тех, кому «не светит». Покупаете почтовую открытку с маркой
подороже — за 10 копеек, кажется, указываете на ней свой домашний адрес,
отдаете ее, куда скажут — и ждете. Срок — где как. Полгода, год,
несколько лет… Но однажды в вашем почтовом ящике окажется открытка
со знакомым почерком и незнакомыми печатями — это команда «На старт!»
Вам дается день-два, чтобы в строго назначенное время прибыть
в автомагазин с открыткой, паспортом и толстой пачкой денег. Там вы —
нет, не получаете машину, а вновь меняете шило на мыло: вам дают некую
накладную! А вот уже с ней, предварительно проторчав в очереди
на оплату, надо проследовать куда-то на склад, снова постоять в толпе
из таких же блаженных, чтобы под конец дня уехать на том, что там
хранится. Кстати, выбора при этом может и не быть — особенно для того,
кто оказался последним. Но недовольных, в общем-то, никогда не было.
Как можно быть недовольным, если вы только что купили супердефицит: машину! Чего же боле?
А как еще?
Ну если вы балерина, космонавт, чемпион, то,
скорее всего, у вас меньше проблем, чем у «простых смертных». А уж если
при этом у вас имеются сертификаты Внешпосылторга, то вы уже почти
иностранец. И для вас — отдельный магазин.
Живую
красную «двадцатьчетверку» я почему-то не видел ни разу. А вот
в подобных листовках — очень часто. Тратить сертификаты и прочие
ненашенские деньги предлагали именно на нее.
Прекрасно
помню начало Кутузовского проспекта начала семидесятых, где
мы с приятелем блуждали по стоянке с ненашенскими тачками и разглядывали
спидометры — у кого циферки больше? Там был магазинчик с дорогущими
сувенирами, на витрине которого висели рекламные листовочки. С ценами!
Там божественно красивый ярко-красный ГАЗ-24 — суперновинка! —
предлагался по цене… 1850 руб.! Хотя я совершенно точно знал, что
в лотерее эта же машина разыгрывается при заявленной цене в 9250 руб.!
Пятикратная разница!
Такие
билетики продавали далеко не повсюду, но все же продавали. В том числе,
по-моему, на Главпочтамте. Тогда он еще работал, и мы туда бегали
просто как в музей: было очень красиво и интересно. Таблица
с результатами лотереи также появлялась именно там.
Как это так? Да очень просто: я сразу не разглядел, что на рекламной
листовке маленькими буковками было указано: мол, цена в сертификатах
от Внешпосылторга… А сертификаты — это деньги из другой вселенной: они
есть у тех, кто надолго ездит работать за кордон, а также у некоторых
иных добрых людей. И те, у кого их много, могут спокойно зайти в нужную
дверь и обменять одни бумажки на другие. У меня подобных сертификатов
никогда в жизни не было, а потому мои познания на этом заканчиваются.
Что
до лотереи, то автомобили там действительно разыгрывались. И кто-то
даже их выигрывал. За такими счастливчиками всегда охотились грузины
и прочие работящие жители юга: выигрышный билет мог принести его
владельцу двойную, а то и тройную стоимость машины. На эти темы часто
публиковали фельетоны — бывало, в частности, что незадачливым
покупателям в кепках всучивали настоящий лотерейный билет и… поддельную
газету с опубликованной таблицей выигрышей! Обман раскрывался только
в сберкассе. Мол, с чего вы, дорогой товарищ, взяли, что ваш билетик
что-то выиграл?
Кстати, запись на ГАЗ-24 вскоре пустили по совершенно отдельным спискам. Но об этом я уже рассказывал.
Примерно к 17:00 понимаю, что мы уже готовы купить хоть Запорожец,
лишь бы покинуть мерзкое заведение. Но тут проходит звуковая волна —
привезли десяток Жигулей! Мы — пятые в живой очереди.
Выкатывают
желтенькую машину — с царапиной на борту. К ней тут же несется человек
из конца очереди — мол, беру! Продавец пожимает плечами. Но тот, кто
стоял раньше, встает грудью — моя очередь! И забирает некондицию сам.
Отец
тихо заявляет мне:
«Берем любого цвета!» А я уже давно согласен на всё.
Выкатывают красненькую — мы несемся к ней. Еще через полтора часа
выкатываемся за ворота… Победа!
На дворе ноябрь 1981 года.
А не по записи?
А ежели
не по записи? А просто — хоть какую-нибудь машинку? Ну тогда проще
всего прокатиться на Южнопортовую — или, как говорили, в «Южный порт».
От иномарок
я тогда инстинктивно шарахался. От них за версту несло криминалом. Кому
интересно — поройтесь в Сети насчет 11-й секции местной комиссионки.
Сегодня это назвали бы организованная преступная группировка — ОПГ.
Но я описываю только то, что «потрогал» сам.
Как
торговали здесь? Кое-что знаю: в 1982 году пожилой знакомый попросил
съездить с ним туда, чтобы избавиться от 2101: он ждал открытку на 2106.
Огромная площадка перед магазином утыкана машинами. Ты приезжаешь
и встаешь на свободное место. Ну, собственно, и всё: жди, когда тебя
выберут. Народ бродит толпами. Иногда кто-то подходит, о чем-то
спрашивает. Ты пускаешь мотор, открываешь капот, что-то объясняешь. Тебя
слушают и… уходят дальше. Потому что не верят ни единому твоему слову.
Есть и другая причина: вопросы обычно задают не покупатели, а такие
же продавцы, как и ты сам.
Та «копейка» ушла на третьи сутки.
А вскоре я узнал, что продавать машину можно двумя путями — через
обезличку и напрямую. Через обезличку — это когда ты привозишь машину
в тот же «Южный порт», сваливаешь ее на огромной площадке, выставляешь
цену — скажем, 1500 руб., и уезжаешь домой. Обычно так поступали
с аварийными тачками. Машина валяется под открытым небом 45 суток, потом
цену автоматически снижают процентов на 20 — и так до тех пор, пока
кто-то ее не заберет. Это — грубо говоря — «честный способ продажи».
Второй
способ — «не совсем честный». Ты находишь покупателя сам — того
же жителя юга. О
н готов хорошо тебе заплатить, но ни ему, ни тебе
не хочется это афишировать: так можно и сесть. Поэтому ты кладешь его
деньги в карман, а потом едете в магазин и официально сообщаете, что
твою Волгу нужно оформить на товарища Гиви Мизандари, который готов
заплатить за это, скажем, 3000 рублей. Хотя на самом деле уже заплатил,
к примеру, 30 000. Все вокруг всё понимают, но сделать ничего не могут —
товарищ Мизандари становится владельцем Волги.
В последнем
случае имелся подводный камень. При попытке записаться на новую машину
(скажем, на Волгу!) тебя невзначай могли спросить: а как ты, дорогой
Иван Иванович, продал предыдущий автомобиль? И если не через
обезличку, то не рассчитывай на зеленый коридор.
А если не в нашем районе?
Ко всем
просьба: расскажите, как в былые времена покупали машины в регионах
страны? Скажем так, до 1991 года? А лучше — до 1985-го…
ИСТОЧНИК...
Комментариев нет:
Отправить комментарий