Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой
Григорий Александров и Любовь Орлова в домашней обстановке.
Фото 1960-х годов. © / Фонд РИА Новости / РИА Новости
«После того как первого мужа Орловой
вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной
кровати ни с одним мужчиной», — рассказал адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.
Подвиг женщины
Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?
— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александрова, тоже Гришу.
Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал
во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно
мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал
от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву
и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача
буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный
друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это
фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал,
что продал почти все участки, рядом с дачей оставалось совсем немного
земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного
архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег
заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то
время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства.
Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал
обладателем дачи и архива.
— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.
— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллуЧарли Чаплина в Голливуде,
поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много
недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая
терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой
Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.
— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.
— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин.
Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской
кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая
ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго
влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил
её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это
приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин,
а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился
в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше
никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить
Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него
существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский
подвиг.
— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?
— К Александрову у неё тоже была любовь,
но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она
попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино.
Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула
в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже
когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них
всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще
отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала
первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.
Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива
— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.
— Не думаю, что это был фиктивный брак.
Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди,
не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым
Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный
роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она
не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила
Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы,
один из них — с режиссёром Сергеем Эйзенштейном.
— А после свадьбы были верны друг другу?
— На 100%. Орлова была настолько умна,
что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь
вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам
никогда не говорил с ней о своём прошлом.
Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости
— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.
— Абсолютно уверен: она не хотела детей.
Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там
в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют
о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции
поставила спираль или что-то вроде этого.
— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?
— Дугласа Любовь
Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что
он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим
космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже... Васей.
— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?
— В те времена в молодой России, как
ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной
из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.
Были миллионерами
— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?
— Это правда. Много людей об этом знало
и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек,
поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было
сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров
в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.
— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?
— Последние годы Орлова тянула семью
на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре.
Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира»,
который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась
безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася,
который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины.
Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье.
Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже
довольно быстро ушла... Так у меня на руках остался этот Гриша, крест
на всю жизнь.
— Вы упомянули последний фильм
Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго
до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был
такой символичный жест прощания?
— Не совсем так. Если вы посмотрите все
фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят»
и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах.
Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова
не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего
никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью.
И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только
для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.
— В фильме она в 70 играла
молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое
несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластических операций,
которые ей приписывали?
— Очень переживала. Ей было легче играть
в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире»
ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим
не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар —
из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она
выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому
подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств.
Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания
кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который,
по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку
коньяка — считала, это разглаживает морщины.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий