пятница, 13 мая 2016 г.

Елизавета Ярославна - королева Норвегии!

 

И еще раз о Елизавете Ярославне, королеве Норвегии!

Много спорят о роли варягов на Руси. Слово "варяги" произошло от слова "веринги" - таким именем назывались скандинавы - наемники, ушедшие в Византию за военные заработки. На их пути в Византийскую империю стояла "страна городов" - Гардарики, или Русь. И многие веринги оседали в лесах вокруг Новгорода (Хольмгарда) или оставались на привольных днепровских просторах близ Киева. Нанимались в дружину к местным князьям, служили им верой и правдой, женились на местных девушках и выдавали своих дочерей за богатых славян.

Мы расскажем о дочери Ярослава Мудрого Елизавете, которая вышла замуж за варяга и уехала с ним за море, став королевой Норвегии.

 

Семья Ярослава Мудрого

 

Иван Билибин. Ярослав Мудрый (открытка).
Великий князь Ярослав был сыном великого князя Владимира, крестившего Русь, и Рогнеды Полоцкой, дочки Рагнвальда (Рогволода) Полоцкого. Больше всего детей осталось у Владимира от Рогнеды. Примечательно то, что Ярослав родился после того, как Владимир взял себе в жены беременную жену своего брата Ярополка - Юлию Греческую. И сын Юлии Святополк родился раньше Ярослава и превосходил его по старшинству в череде отпрысков Владимира. Эта история в какой-то степени может объяснить и непреходящую вражду Ярослава со своими братьями и со своим отцом. У него были причины ненавидеть отца (вспомним, что он взял Рогнеду силой и, вдобавок, прилюдно) и яростно соперничать с его детьми от других жен. Впрочем, с Мстиславом - братом единоутробным он тоже то воевал, то мирился. Но по крайней мере воевал честно.

В отличие от своего отца, имевшего семь официальных жен, Ярослав, воспитанный уже в христианской вере, был женат единожды и нам неизвестно о его внебрачных детях. На три четверти своей крови Ярослав был скандинавом. Он много дружил с северными правителями и не раз призывал к себе варягов на помощь. Те называли его Ярицлейвом и под этим именем он фигурирует в сагах.

Когда пришло Ярославу время жениться, он посватался к дочери шведского короля Олава Шетконунга - Ингигерд. Это был славный и знатный род. Олав Шетконунг был сыном Эйрика VIII Победоносного и Сигрид Гордой (которая в свое время спалила в бане несколько своих женихов одновременно, чтоб не досаждали). И гордая дочь конунга Олава вышла замуж за Ярицлейва - конунга. Несмотря на титул великого князя киевского, Ярослав не любил Киев и, послав туда своих посадников, оставался с семьей жить в Новгороде.

Скандинавские женщины в то время имели больше прав и свобод, нежели женщины остальной Европы. Скандинавская женщина получала от мужа брачный дар, который переходил к ней в полную собственность. Приданое, что она брала с собой из отеческого дома, она также оставляла за собой. И в брачный дар Ингигерд попросила не что-нибудь, а город Ладогу с землями, куда посадила править своего родственника Рёгнвальда Ульвссона. Ингигерд Шведская была очень умной и сильной женщиной. Неудивительно, что других жен Ярослав не имел.

У Ингигерд и Ярослава родилось девять детей. На семь восьмых своей крови они были скандинавского происхождения, но выросли на Руси и, видимо, говорили как на скандинавских, так и на славянских наречиях. Елизавета была средней дочерью Ярослава и Ингигерд. И она родилась не раньше 1025 года. Скандинавы, в том числе, вероятно, и мать, называли ее Эллисив.

 

Харальд Сигурдарсон

 

Харальд Сигурдарсон родился в 1015 году. Его отцом был Сигурд Свинья, а матерью Аста Гудбрандсдоттир. Это был ее второй брак. В первом браке она была замужем за Харальдом Гренландцем. И от него у нее был сын Олав, ставший правителем Норвегии, прозванный при жизни Толстым. А после смерти - Святым. Вдобавок оба ее мужа были троюродными братьями, правнуками объединителя Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Надо сказать, что название ребенка именем Харальд символизировало некоторые амбиции на престол (хоть и было именем первого мужа Асты). Скандинавы того времени придавали значение символике имен и их повторяемости среди знаменитых людей. Имя также могло нести человеку удачу (как и оружие, богатство, кровь рода и прочее).

Итак Харальд Сигурдарсон прибыл на Русь в 1031 году. Ему было всего 16 лет, а он уже был изгнанником. Его сводный брат (единоутробный) конунг Олав Толстый (или Святой), крестивший Норвегию огнем и мечом, возбудил всеобщее недовольство в стране и был убит в битве при Стикластадире. Харальд был ранен и бежал вначале в Швецию, а затем на юг, в Гардарики, к Ярославу. Он только что потерял своего брата и наставника, был ожесточен, но надеялся на лучшее.

Князь хорошо его принял у себя в Новгороде и взял в дружину, учитывая происхождение Харальда, на одну из младших командирских должностей. Как всякого молодого человека своего времени и рода занятий, Харальда больше всего на свете занимали битвы, добыча, слава, корабли, золото, побратимы - дружинники, женщины как добыча, поэзия, другая добыча и еще раз слава.

Как потом сказал об этом скальд Бёльверк: "Конунг, ты обтер кровь с меча, прежде чем вложил его в ножны. Ты насытил воронов сырым мясом. Волки выли на гребнях гор. А ты провел, суровый конунг, следующий год на востоке в Гардах; никогда мне не доводилось слышать, что какой-либо воин превосходил тебя". Конечно, это говорилось Харальду, когда он увенчал себя подвигами, добыл много богатств и стал конунгом (правителем) Норвегии. Но и пятнадцатилетним юношей он стремился именно к такой славе.

В Гардах Харальд провел с 1031 по 1034 год. Он общался большей частью с дружинниками, учился боевым искусствам, участвовал в пирах, ходил собирать дань с подвластных Ярицлейву - конунгу племен. Подавлял их бунты. В частности рассказывается, что Харальд вместе с дружиной участвовал в военном похоже Ярослава и Мстислава 1031 года на Польшу ("на ляхов").

 

Первая встреча

 

Романтическая легенда журналистов - популяризаторов русской истории гласит: "Когда увидел Гаральд молодую княжну, прекрасную Елизавету Ярославну, пленили его ее ясные очи и соболиные брови, тонкий стан и лебединая походка - и полюбил он Елизавету на веки вечные".

Елизавета (Эллисив), как уже говорилось, была средней дочерью Ярослава и Ингигерд. Первый их ребенок Владимир родился в 1020 году. Елизавета была их четвертым ребенком. Даже если Ингигерд рожала живых и выживших детей каждый год, самое раннее время рождения Елизаветы - 1025 год. Следовательно, в 1031 - 1034 году, во время первого визита Харальда на Русь, ей было в лучшем случае от 6 до 9 лет (а возможно, что и от 4 до 7). Потому о "лебединой походке", как и о прочих красотах, появляющихся лишь с половым созреванием, можно забыть сразу.

Все истории о пылкой влюбленности дикого варяга Харальда к византийски - утонченной и по-славянски пышной Елизавете были придуманы в романическую эпоху 18-19 веков. Это тогда пылкие влюбленные могли совершать безумства, похищать невест и даже стреляться из-за любви. Викинги XI века дрались из-за женщины разве что в очереди на нее. И совершенно не были похожи на киношных "гардемаринов" (буквально, "стражей моря"). Сватались же крайне расчетливо и обдуманно, особенно если речь шла о пути к престолу.

Потому и не сватался Харальд к Елизавете в это время. Во-первых, на выданье у Ярослава была старшая дочь Анастасия. Во-вторых, Харальд тогда вообще не мог восприниматься как перспективный жених. Потому, чтобы испытать свою удачу и добыть богатств, необходимых для завоевания норвежского престола, Харальд отправился в богатую Византию.

 

Харальд в Византии

 

Граффити времен викингов. Славный, правда?
Харальд вместе со своей дружиной пришел в Византию при императоре Михаиле IV Пафлагонянине и поступил к нему на службу. Он воевал с пиратами в Эгейском море осенью 1034 года, участвовал в византийской военной экспедиции на Сицилию в 1036-1039/40 гг. под командованием Георгия Маниака. Весной летом 1041 года он подавлял восстание Деляна в Болгарии. Скальд Тьодольв Арнарсон даже дал ему прозвище "уничтожитель болгар". Таким образом, командир варяжских наемников обычно воевал на границах империи и хотя особыми титулами его не жаловали, он получал свой бесценный военный опыт.

Однако, молодой скандинав знал свое дело. И регулярно отсылал в Новгород Ярославу богатство, добытое в войнах, набегах, походах. Хранить при себе все это добро Харальд не умел возможности - мало ли что грекам придет в голову? Может случиться переворот и все богатство у него отнимут. Или обвинят в присвоении казенных средств. И он решил сохранить его в надежном месте. На родине, в Норвегии, Харальд не имел таких могущественных и верных друзей, как великий князь Ярослав. Вдобавок, по норвежским законам ("Законы Гулатинга") наследники воина ушедшего в Византию, могут начинать делить его имущество сразу же после его отъезда. Так мало возвращалось людей из далеких походов. Так что Ярослав Харальду тут сильно помог.

А Харальд больше всего на свете любил воевать. Он был наверно идеалом тогдашнего скандинавского полководца и воина. Сталкиваясь с превосходящими силами противника, он шел на военные хитрости. Командуя отрядом наемников, активно участвовал в сражениях, только если руководил ими сам, если же власть была у другого полководца, то особенно людьми своими не рисковал. Говорили даже, что составляя соглашения, он в результате выполнял только те условия, которые устраивали его самого. Серебро и золото были для скандинавов того времени символом благосостояния и удачи, счастья и благополучия человека, семьи, рода. Потому обладатель богатства не стремился быстренько их отоварить, например, закупив скот, оружие, женщин и землю, а старался накопить и сохранить. Более того, иные не делились богатствами с родичами, а хранили их при себе, перед смертью запрятав так, чтобы никто не знал. Считалось, что Один в Вальгалле примет только тех воинов, что приволокут с собой мешок серебра. Потому серебро бросали в воду, чтобы оно не досталось никому, кроме последнего владельца.

После смерти в 1042 году покровителя Харальда - императора Михаила IV, для скандинава наступили нелегкие времена. Источники по-разному описывают причины этого. Некоторые источники говорят, что Харальд был обвинен в грабеже золота самого императора (иначе говоря, незаконном присвоении государственных средств), другие о том, что императрица хотела заполучить в мужья славного и молодого Харальда, но Харальд не позарился на дряхлые прелести (ему нравилась племянница императрицы - Мария), третьи о том, что Харальд принимал слишком непосредственное участие в перевороте и ослеплении очередного императора - Михаила V, и потому его обвинили в грабеже и посадили. Так или иначе, Харальд при третьем по счету императоре Константине IX Мономахе угодил в тюрьму.

Из тюрьмы он сбежал, а потом уплыл с соратниками. По скандинавской "Саге о Харальде Суровом" прихватил и девицу Марию, которую, сделав с ней все, что хотелось, отпустил на каком-то побережье. История однако не знает ни одной Марии императорской фамилии и брачного возраста той эпохи. Была Марией лишь старушка - мать ослепленного Михаила V - но вряд ли она представляла для Харальда больший интерес, нежели императрица Зоя, от которой, как мы знаем, он отказался. Вообще, эти любовные истории с молодыми витязями и зрелыми матерями конунгов и императоров - типичны для исландских саг. Но вовсе не о молоденьких девушках мечтали амбициозные юные богатыри, а о богатых, знатных и влиятельных женщинах.

 

Висы радости

 

Возвращаясь на Русь, Харальд сочинил стихи, называемые "Висы радости", как об этом сказано "и всего их было шестнадцать, и один конец у всех". В стихах уже богатый и прославленный норвежец прославляет себя самого, как славного воина и "истинного джентльмена своего времени". Это был особый жанр поэзии, хвалебные песни. Их должно было сочинять в честь своих покровителей, друзей или в честь себя. Но конец каждого стиха заканчивался как стих любовный: "И только Нанна монист (что означало "девушка, женщина") в Гардах не хочет обо мне слышать". Большинство романтичных исследователей (даже Т. Джаксон) полагает, что Харальд был так сильно влюблен в Елизавету, что даже сочинил стихи, чем обычно суровые воины не занимаются. На самом деле Харальд любил и умел сочинять стихи. И в "Висах радости" он гораздо больше прославляет себя и показывает всему миру, что он - лучший мужчина и жених из всех, потому давно пора обратить на него внимание. Это был своего рода предварительный акт сватовства, а не результат пылкой влюбленности.

И тем не менее, в 18 - 19 вв. "Висы радости" и вся история о сватовстве Харальда получили большую известность. На русский язык "Висы радости" переводили (с французского или с латинского, а не оригинального древнеисландского) в частности Н. А. Львов, К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин, А. К. Толстой.

 

Свадьба и супружество

 

Будто бы Елизавета с фрески
Сохранившиеся изображения Елизаветы рисуют ее действительно красивой девушкой. Итак, это была красавица, привыкшая к роскоши и полувизантийскому великолепию великоняжеского двора, дочь одного из самых могущественных правителей Европы.

А Харальд, прибыв в Новгород, получил в свое владение все богатство, которые добыл в Византии и которое хранилось у Ярослава. Говорили, что "это было такое большое богатство, что ни один человек в северных странах не видел подобного во владении одного человека" (Снорри Стурлуссон, Круг Земной).

Брак Елизаветы и Харальда произошел зимой 1043-44 гг. Полгода Харальд и Елизавета живут в Гардах. А затем отправляются в Норвегию.

Как позже сказал о норвежском конунге исландский скальд Стув Слепой:

"Ему выпало много золота и дочь конунга"

Заметим, что в скальдической поэзии обозначение женщины было связано либо с золотом и золотыми украшениями, либо с каким-либо женским занятием или предметом. Потому, когда скальды говорили, что Харальд действительно вывез из Гардарики золото и красивейший груз, они имели в виду и реальное золото, и женщину, особенно если у нее были светлые волосы, что считалось особенно красивым.

Брак Харальда и Елизаветы еще больше упрочил русско-норвежские связи, вообще-то имевшие дружественный характер. Этот брак привел и к кратковременному союзу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном - будущим датским королем. Больше никаких политических выгод ни Харальд от этого брака не получил. Возможно, он надеялся на военную помощь своего тестя, но и этого не случилось.

 

Харальд Хардрада и Елизавета в Норвегии

 

Прибыв в Норвегию, уже через год Харальд стал соправителем своего племянника Магнуса. Харальд отдал Магнусу половину своих богатств, а Магнус отдал в правление Харальду половину Норвегии. И все же стычки и соперничество между ними были. Через год Магнус умирает от болезни. (Он еще почему-то все время возил с собой непогребенные останки своего отца. Так не свыкнувшись с потерей отца, он сам уходит вслед за ним.) И Харальд становится единовластным правителем Норвегии.

Однако перед смертью Магнус подсунул Харальду свинью. Они вдвоем воевали в Дании и датский конунг Свейн уже потерял надежду вновь взять правление в свои руки и покинул Данию. Но умирая, Магнус вдруг завещает Данию Свейну Ульвссону. И большая часть норвежцев отказывается от дальнейших военных операций и возвращается в Норвегию.

Харальд был в ярости, но в тот момент поделать ничего не мог. И теперь Харальда в жизни волнует только одно. Он хочет получить Данию, считая, что имеет на нее право. И целых пятнадцать лет он каждую весну собирает ополчение и идет грабить, жечь дома и воевать с датчанами, возвращаясь домой лишь на зиму. Его прозвали Харальд Хардрада, что означает Харальд Суровый Правитель. Действительно, он был жесток и особенно мстителен. Никогда не мог простить личных обид и часто обижал бедных и простых людей. В то же время он был очень хорошим воином и выдающимся военачальником. В Византии он научился полководческому искусству и теперь демонстрировал его на северных просторах.

Неизвестно, как относилась к неуправляемому и жестокому характеру мужа Елизавета. Быть может она пыталась его вразумить, быть может - взывала к христианским добродетелям, а может "пилила" и сравнивала со своим папенькой. Об этом ничего не известно. В любом случае, в холодной бедной и вечно воюющей стране ей пришлось несладко.

Однако брак с Елизаветой больше не давал Харальду особых преимуществ. У Елизаветы не было влиятельной родни в Норвегии, Ярослав не помогал войсками. Может быть поэтому Харальд берет в жены Тору Торбергсдоттир, дочь влиятельного норвежского магната. В то время знатные люди могли иметь нескольких жен. Лишь одна считалась полноправной официальной женой, но могли быть и "полужены", и просто наложницы. Дети, родившиеся от неофициальной жены считались законными, если отец их признавал.

Елизавета рожает Харальду двух дочерей - Марию и Ингигерд. Но Харальд берет себе вторую жену всего через три года после свадьбы с Елизаветой - в 1048 году. По отдельным эпизодам "Саги о Харальде Суровом Правителе" и "Пряди о Халли Челноке" можно предположить, что роман Торы и Харальда был бурным и обсуждался по всей Норвегии. Тем не менее, став "второй женой" Харальда, она заняла более прочное место в его сердце, постели и в результате - в истории. Тора даже сопровождает Харальда в его военных походах. Она рожает ему двух сыновей, Олава и Магнуса, которые станут потом правителями Норвегии.

В поздних норвежских источниках содержится намек на развод Эллисив и Харальда. Но произошел ли он официально (что было возможно по тогдашним законам) или нет - неизвестно. Так или иначе, именно Елизавета сопровождает Харальда в его последний поход.

 

Последний поход

 

Когда (по настоянию людей, а не желанию самих конунгов, кстати сказать) закончились войны Норвегии с Данией, Харальд заскучал по военным подвигам. И тут при его дворе появился человек из Англии, доказывающий, что Харальд вполне имеет право и на английский престол.

Харальд воспрянул духом и собрал новое ополчение. Ему и его соратникам стали сниться дурные сны, предвещающие несчастье. Но все же они собрались в поход. Харальд уже не собирался возвращаться назад, в Норвегию. Он передал норвежский престол своему сыну Магнусу. А сам взял с собой первую жену Елизавету, дочерей Марию и Ингигерд и младшего сына от Торы - Олава. Вероятно, он хотел обосноваться навсегда в Англии, назначить там наследником Олава, а дочерей выгодно выдать замуж за местную знать.


Вначале Харальду Хардрада все удавалось. И он даже был провозглашен королем Англии. Но английский король - Гарольд быстро собрал, какие смог, силы и сразился с армией Харальда. В 1066 году ожесточенном сражении около Стамфорд-Бриджа норвежская армия была истреблена, а Харальд Хардрада, 50 лет от роду, был убит.


Елизавета с Ингигерд и Олавом вернулись в Норвегию, а Мария, дочь Харальда умерла, как говорят в тот же день и час, когда погиб ее отец. Что стало потом с Елизаветой - неизвестно, а Ингигерд вышла замуж за датского конунга Олава Свейнссона и стала королевой Дании - страны, которой так мечтал обладать ее отец.

автор  Галина Бедненко

Список литературы:

1. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети Х - первой половины ХI в. М.: - 2000

2. Гуревич Е. А., Матюшина И. Г. Поэзия скальдов. - М.: 2000

3. Роэсдаль, Эльсе. Мир викингов: викинги дома и за рубежом/Пер. с датского Ф.Х. Золотаревской.- СПб: "Всемирное Слово", 2001.

4. Снорри Стурлусон. Круг земной. //Издание подготовили А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980.

5. Успенский Ф.Б. Имя и власть: выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии. - М.: 2001.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Комментариев нет:

Отправить комментарий