Гражданская война в Таджикистане (1992-1996 гг.,)
Кризис в Таджикистане, начавшийся осенью 1991 г., возник в
силу ряда причин. Это, прежде всего, тяжелое экономическое положение,
сложившееся к тому времени, экологическая катастрофа (как следствие
монокультуры хлопка), региональное клановое мировоззрение, нашедшее свое
выражение в острой клановой борьбе между промышленно-развитым Севером и
отсталым Югом республики, высокая степень религиозности населения и
быстрое развитие в связи с этим исламских партий и движений,
претендующих на обладание политической властью, и, наконец, ожесточенная
борьба между бывшей коммунистической элитой и
национально-демократическими и исламскими силами.
Известные события в России в августе 1991 г. создали благоприятные
возможности оппозиции, представленной `обделенными` клановыми группами и
смыкающимися с ними исламскими структурами, для достижения своих целей
под флагом `борьбы за демократию`.
Поводом для антиправительственных выступлений, выразившихся в
проведении 26 марта 1992 г. несанкционированного митинга на площади
Шохидон г.Душанбе, послужили обвинения, высказанные на сессии Верховного
Совета в адрес министра внутренних дел и арест председателя
горисполкома столицы республики.
Основные требования митингующих сводились к отставке С. Кенджаева с
поста Председателя Верховного Совета республики, роспуску парламента и
проведению досрочных выборов депутатского корпуса на многопартийной
основе. Социальной базой оппозиции стали беднейшие слои населения,
возмущенные падением и без того низкого уровня жизни, отошедшие от
активного труда ветераны, а также часть интеллигенции и студенчество.
Значительную роль сыграла также деятельность религиозного крыла
оппозиции и, прежде всего, Исламская партия возрождения.
Решения сессии Верховного Совета Таджикистана по стабилизации
обстановки в республике и уступки президента Р. Набиева,
удовлетворившего основные требования оппозиции, вызвали значительные
разногласия среди населения, что явилось причиной дальнейшего осложнения
обстановки и привело к расколу общества на две части.
Организованный в г. Душанбе на площади Озоди по инициативе
правительства митинг в поддержку законной власти перерос в постоянное
присутствие там большого количества митингующих (более 50 тыс. чел.),
требующих восстановления С. Кенджаева на посту Председателя Верховного
Совета, опубликования проекта Конституции, отставки главного духовного
лица Казикалона, а также недопущения государственного переворота и
создания в Таджикистане исламской республики.
В противовес этому, оппозиция главными требованиями выдвигала
отставку президента и правительства, создание исламской республики,
немедленное прекращение митинга на площади Озоди, отмену указа
президента о назначении С. Кенджаева на должность председателя Комитета
национальной безопасности.
В этих условиях руководство республики заняло жесткую позицию и на
уступки не пошло. Более того, 3 апреля на чрезвычайной сессии Верховного
Совета С. Кенджаев был восстановлен на посту Председателя Верховного
Совета республики. Продолжилось формирование Национальной гвардии, в
которую к тому времени уже было призвано около 700 чел., выдано оружие,
боеприпасы и обмундирование.
Оппозиция в ответ на это возобновила формирование отрядов ополчения, в
которых к тому времени насчитывалось уже около 20 тыс. чел. Начиналось
противостояние, готовое перейти в вооруженное столкновение. В республике
резко обозначился раскол общества по политическому, этническому и
кланово-родовому признакам. Разжигались националистические и
экстремистские настроения, в адрес военных выдвигались обвинения в
кровопролитии, высказывались угрозы расправиться с военнослужащими и
русскоязычным населением. Захватывались в качестве заложников офицеры, в
том числе и для последующего их обмена на оружие. На воинские части
совершались вооруженные нападения с целью завладения боевой техникой и
вооружением.
Насильственные акции противоборствующих группировок по отношению к
военнослужащим и членам их семей вызывали в армейской среде крайне
отрицательный резонанс и принуждали военнослужащих к ответным
решительным действиям. Так, в ночь с 6 на 7, а также 10 мая 1992 г.,
когда неоднократные захваты военнослужащих в качестве заложников,
убийство начальника тыла 201 мсд, попытка штурма здания Комитета
национальной безопасности Таджикистана, находящегося в непосредственной
близости от расположения воинской части, фактически спровоцировали
военных на вывод танков на улицы Душанбе для собственной защиты.
В ряде районов возникали тяжелые бои между сторонниками Р. Набиева и
оппозицией. В боях с обеих сторон использовались бронетехника,
отобранная у милиции, и тяжелые орудия.
Конфликт по существу разрастался в широкомасштабную гражданскую
войну. Развитие событий в Таджикистане грозило стать взрывоопасным для
всего среднеазиатского региона с перспективой вмешательства внешних сил,
прежде всего афганского и иранского происхождения. Наблюдалась
активизация заброски на территорию республики оружия и боеприпасов, а
также боевиков, специально подготовленных афганскими моджахедами. Только
в течение июля-августа 1992 г. сотни боевиков предпринимали попытки
проникновения в Таджикистан, более 400 из них с оружием прорывались
через границу. Пограничникам все чаще приходилось сталкиваться с
вооруженными группами нарушителей, действия которых всякий раз
обеспечивались огневым прикрытием и поддержкой пособников с обеих сторон
границы. Серьезную тревогу вызывали рост контрабанды наркотиков,
значительная часть которых переправлялась в Россию и другие страны СНГ.
Основной очаг боевых действий противоборствующих группировок
находился на территории Курган-Тюбинской области. В конфликте
участвовали главным образом формирования выходцев из Куляба против
выходцев из Гарма. Вооруженные столкновения происходили и в других
районах республики. Ситуация усугублялась бандитскими действиями
выпущенных из мест заключения вооруженных уголовников. Росту уголовных
преступлений в Душанбе способствовало присутствие в городе незаконных
вооруженных формирований, насчитывавших около 2-3 тыс. чел. В районе
Нурекской ГЭС взорваны два моста, а персонал ГЭС насильно удерживался
боевиками в качестве заложников. Продолжались нападения на воинские
части с целью захвата оружия и боевой техники. Имели место случаи
применения бронетехники против мирных жителей.
В соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан в военной области от 25 мая 1993 г. и Соглашением Совета
глав государств СНГ о коллективных силах по поддержанию мира и
совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24
сентября 1993 г. были созданы специальные коалиционные миротворческие
силы СНГ, в состав которых вошли: 201-я мотострелковая дивизия со
средствами усиления ВС РФ и подразделения от республик Казахстан,
Киргизия и Узбекистан.
Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи:
содействие нормализации обстановки на таджико-афганской границе в целях
стабилизации общей ситуации в стране и создания условий для диалога
между всеми сторонами о путях политического разрешения конфликта;
обеспечение доставки и распределения чрезвычайной и иной гуманитарной
помощи, создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их
постоянного проживания и охрана инфраструктуры народнохозяйственных и
других жизненно важных объектов.
Гражданская война в Таджикистане затянулась на длительное время и
причинила значительный ущерб. Экономика оказалась в глубоком кризисе,
парализован транспорт. В ряде районов республики начался голод.
Человеческие жертвы исчислялись тысячами, беженцев - сотнями тысяч.
В ходе столкновений с вооруженными группами нарушителей границы,
выполнения задач миротворческой деятельности, а также в результате
бандитских нападений на расположения воинских частей и учреждений,
террористических актов и диверсий со стороны незаконных вооруженных
формирований части и подразделения Российской Армии, Пограничных войск и
формирований службы безопасности потеряли убитыми, умершими и
пропавшими без вести 302 чел., в том числе части Российской армии - 195
чел., пограничных войск - 104, службы безопасности - 3 чел. Внутренние
войска МВД безвозвратных потерь не имели, однако в числе раненых,
травмированных и заболевших учтено 86 чел.
Санитарные потери военнослужащих и лиц гражданского персонала
составили 1583 чел., в т.ч. раненых, контуженых и травмированных - 384
чел., заболевших - 1199 чел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий