Продавец генов
"Хождение за три моря"
создал русский автор, а читают его в основном в Индии. Тамошние
писатели XV века не отображали повседневной жизни доколониальной эпохи, в
то время как тверской купец Афанасий Никитин заносил в книжку все, что
видел. Для индийцев его книга - бесценный источник по быту своей страны.
У нас же про "Хождение" слышали все, но не читал его практически никто.
И очень зря.
Это рассказ не столько о заморских странах, сколько о том, как купец, ограбленный в самом начале пути, несколько лет метался по всему Востоку, чтобы заработать. Без денег он не мог вернуться на родину, так как не сумел бы расплатиться с кредиторами в Твери. И в самый трудный момент на помощь Афанасию Никитину пришли китайцы, которым отважный купец продавал то, чего никакие грабители не могли у него отнять.
Афанасий вообще-то не собирался в Индию. Он работал как современные челноки: покупал меха, отвозил их в другие города, там продавал и возвращался домой. В 1468 году Никитин вместе с другими купцами отправился в очередную поездку вниз по Волге. Его конечной целью был Дербент. По пути корабль ограбили и отобрали товар:"И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят".
Никитин покупал свои меха на деньги, взятые в долг. Теперь ему было нечем рассчитаться с кредиторами, и он пошёл в Персию. Там остатки его товара (то, что удалось спрятать от дагестанских грабителей) имели некоторую ценность. За два года Афанасий сумел выучить персидский и арабский языки. Он поправил свои дела и купил хорошего коня. Тут он и задумал отправиться в Индию: "В Индийской земле кони не водятся. В их земле родятся быки да буйволы — на них ездят и товар возят, все делают".
Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк Аравийское море. Первым индийским городом, где он остановился, был Камбей. "Камбей — пристань всего Индийского моря. Делают тут на продажу ткани, да краску синюю, да родится тут сердолик, да соль". Индийский агат и сердолик хорошо известен в России. Бусы, которые продают индийцы в Москве, делаются в том числе и в Камбее. Это производство сохранилось там со времён Афанасия Никитина. А порт Камбея давно закрылся. Он не выдержал конкуренции с Бомбеем, который сейчас называется Мумбай.
Здесь Афанасий из мелкого торговца превратился в чудо из чудес. Местные жители никогда не видели европейцев. "И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку."
Пристальное внимание, конечно, создает коммерсантам рекламу, но полезно не всегда. Та часть Индостана, где оказался Никитин, была под властью султана государства Бахамани. В городе Джуннаре наместник султана вызвал Афанасия в крепость и там потребовал от него перейти в ислам. "Хан отобрал у меня жеребца. И сказал: "И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу". И срок назначил — четыре дня".
Афанасию повезло: в то время в городе был первый министр султана Махмуд Гаван. Тверской купец попросил у него защиты, и коня вернули. "Таково Господне чудо на Спасов день. А так, братья русские христиане, захочет кто в Индию — оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю". Некоторые современные исследователи считают, что ислам Никитин всё же принял. Иначе как объяснить мусульманскую молитву ("Олло акьберь", и т.д.) и множество имен Аллаха в самом конце его рукописи?
Продав коня в столичном городе Бидаре, Афанасий стал присматриваться к индийским товарам. Он пришёл к выводу, что на Руси выгодно продавать перец и краску из Индии. Но наладить прямые поставки невозможно: "А пошлин много, и на море разбойников много".
В портовых городах Никитин столкнулся с китайцами. "Китайская же пристань весьма велика. Делают там фарфор и продают его на вес, дёшево". Далее Афанасий очень скромно, о себе в третьем лице, рассказывает, чем он в свою очередь заинтересовал китайцев. "А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил, да ел, то даром по их обычаю."
Поскольку других белых купцов поблизости не было, совершенно ясно, кто здесь имеется в виду.
Афанасий обзавелся оборотным капиталом, и за три года в Индии наторговал достаточно, чтобы рассчитаться с кредиторами у себя дома. Вынужденная эмиграция подошла к концу. В порту Дабхол тверской купец сел на корабль и отправился домой. "Плыл я по морю целый месяц, не видя ничего. А на другой месяц увидел горы Эфиопские, и все люди вскричали: "Господи, Боже, здесь ты судил нам погибнуть!"
Эфиопские горы - это побережье Сомали. Там и в те времена жили свирепые разбойники. На сей раз, однако, Никитину повезло больше, чем в Дагестане. "В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много раздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили".
Штурман сориентировался, и привёл корабль в Персию. Афанасий пересёк эту страну ещё раз, добрался до берегов Чёрного моря и переправился в Крым. Там в Кафе, нынешней Феодосии, он снова увидел русских людей. То были купцы, жившие в Крыму по торговым делам.
Они-то и привезли на Русь книгу Афанасия о хождении за три моря. Благодаря этому сочинению спустя 500 лет небогатый купец стал, пожалуй, самым известным уроженцем Твери. А крупные финансисты, долги перед которыми мешали ему вернуться домой, давным-давно позабыты, и даже имена их нам неведомы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий