Моя советская Пасха
Если вы спросите у бабушек и дедушек, а как же проходила Пасха
в СССР, то они скажут: «странно». В семьях, где церковные праздники
отмечались по инерции, Пасха вообще проходила мимоходом, а все потому,
что вместо религиозных праздников предлагались, например «КРАСНЫЕ
ПАСХИ»…
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
Через 50 лет, факельные шествия заменили ночными дискотеками и
специальными показами особенно популярных, чаще всего иностранных
фильмов. Конечно, молодежь предпочитала захватывающий, яркий, динамичный
фильм с хорошей музыкой и красивыми актерами непонятному стоянию в
церквях под низкие голоса старославянских псалмов и нестройные блеяния
бабушек на подпевке.
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи - покупайте кекс «Весенний»!
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи - покупайте кекс «Весенний»!
Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей,
одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я
долгое время не знал. Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда
не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря
уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах
Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и
слово какое-то странное, воскресе... Но чуть позже в советском
художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел
людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и
троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой.
Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи
в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное
для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то
смысле это был «атеизм с человеческим лицом».
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время...
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время...
Сергей СОСЕДКИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий