Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе
Накануне годовщины Куликовской битвы в интернете как по заказу
появились фотографии шлемов русских князей и царей с арабской вязью
«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» -
тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории,
конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно:
откуда арабские слова на наших шлемах?
НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ
Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова
молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой
победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской
империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.
Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена
восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с
посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами
оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами
подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на
земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его
носить?
|
- Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:
- Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков,
когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но
еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от
стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические
шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.
А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.
ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ
- Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?
- Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного
декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что
хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел
шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же
фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский
мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого
смысла повторял несколько раз часть имени.
|
Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены
единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 -
1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы
только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти
в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным
копьем для конного таранного удара.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий