КУДЕЯР: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить.
За Кудеяра — разбойника
Будем мы Бога молить.
Русская народная песня
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить.
За Кудеяра — разбойника
Будем мы Бога молить.
Русская народная песня
В
конце XV — начале XVI вв. перед глазами современников Русь,
раздробленная ранее на множество земель и княжеств, предстала единым
государством, объединенным под властью великого московского князя Ивана
Ш. Годы княжения его сына Василия III (1505-1533гг.) были важной вехой в
истории создания и укрепления единого Русского государства. Именно в
первой четверти XVI века фактически решался вопрос — быть или не быть на
Руси государству с сильной монархической властью. Перед Василием III
стояла важная внутриполитическая задача — положить конец
удельно-княжескому разновластию, тормозившему поступательный ход русской
политической истории. Последнее особенно остро дало о себе знать в
момент разразившейся при московском великокняжеском дворе борьбы за
престолонаследие.В этой борьбе принимали участие все удельные князья и
различные боярские группировки.
Победу одержал в ней Василий III, старший сын Ивана. Но отсутствие у него
(вплоть до 1530г.) прямых наследников создавало угрозу перехода власти
после его смерти к одному из егобратьев — удельных князей.
Кудеяр.
Кудеяр.
Личность легендарная и полумифическая. Неудержимая в поисках чудес
народная фантазия сохранила имя Кудеяра на территории европейской России
в названиях курганов, урочищ, пещер, городищ, обрывов, деревень и сел.
Развалины многочисленных городков со следами въездных ворот, валов и
рвов на берегах рек также связывались с его именем. Нередко разбойничьи
притоны Кудеяра располагались вблизи оживленных дорог. Некоторые
предания упоминают о войске Кудеяра, в других сохранились сообщения о
его кузницах, где изготовлялось оружие и чеканилась монета. Из легенд и
преданий известно, что Кудеяр «был молодчина рослый, чернокудрый, нрава
неукротимого, своевольный и удалой казак». По другим народным сказаниям,
он напоминал былинного богатыря: «Лицом он был пригож, телом статен, ум
имел обширный, силу богатырскую, народу честно жаловал, во пиру был
ласков, во хмелю весел, к красным девицам ластился, молодицам проходу не
давал». Говорили, что именно о Кудеяре сложил народ одну из лучших
своих песен:
Не шуми, мати зеленая дубрава,
Не мешай мне, доброму молодцу,
думу думати.
Как заутра мне, доброму молодцу,
во допрос идти,
Перед грозного судью -
самого царя.
Мрачную славу разбойника заслужил в народе Кудеяр своими набегами и грабежами, наводившими ужас и страх на жителей более десятка губерний европейской России, и в значительной степени такой исключительной популярности способствовала народная молва. Имя его приводило в трепет, и в представлении народа Кудеяр до сих пор остается символом зловещей силы.
Легенды и предания Поволжья относят время разбойничьих подвигов Кудеяра к эпохе Ивана Грозного. Многочисленны и разнообразны по сюжетам поволжские легенды. Одни предания считают Кудеяра разбойником, грабившим население, другие — опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя, третьи рассказывают, что он беглый разбойник и самозванец, выдавший себя за родственника Ивана IV, и, наконец, четвертые считают Кудеяра братом царя. Так, например, в легендах Саратовской губернии он назван Кудеяром Васильевичем. Легенды рассказывают, что однажды Иван Грозный вызвал Кудеяра в Казань и хотел его казнить, но, узнав об этом, Кудеяр бежал и временно скрылся в Кротковском городке.
Неизвестно, когда родился Кудеяр, но легенды и предания сообщают, что было это очень давно. Что касается легенд, которые относят его деятельность к эпохе царствования Ивана Грозного и считают царским братом, то упомянутые сюжеты имеют конкретную историческую основу бурного XVІ века. Поводом послужил широко известный факт из истории великокняжеской семьи.
Отец Ивана Грозного, великий князь московский Василий ІІІ, в 1505 году женился на молодой 16-летней красавице Соломонии, придирчиво выбрав ее в жены из полутора тысяч явившихся на смотрины барышень. После 21 года совместной жизни у супругов не было детей. Современный летописец повествует, что великий князь, едучи однажды на позлащенной колеснице, увидел на дереве птичье гнездо, заплакал и сказал: «Птицы счастливее меня, у них есть дети!» По свидетельству Карамзина («История государства Российского») князь говорил боярам: «Кто будет моим и русского царства наследником?». Братья ответствовали: «Государь, неплодную смоковницу посекают: на ее место садят иную в вертограде». Не только придворные угодники, но и ревностные друзья отечества могли советовать Василию, чтобы он развелся с Соломонией и новым супружеством даровал наследника церковью. Вот посему вопрос о разводе звучал для современников политически остро: «…что сильнее: власть государя или вековой обычай, утвержденный церковью».
Василий ІІІ долго не решался на этот шаг. Ежегодно он с великой княгиней совершал богомольные поездки по русским городам и монастырям, дарил иконы с молением о «чадородии». И только тогда, когда все меры были исчерпаны, государь решился «на дело жестокое в смысле нравственности». По указу Василия ІІІ был объявлен розыск о «неплодстве» Соломонии Сабуровой, вызвавший резкую оппозицию среди части бояр и некоторых церковных кругов. Чтобы обмануть закон и совесть, предложил Соломонии добровольно отказаться от мира. Она не хотела. Следствием розыска явилось пострижение Соломонии в 1525 году в монахини под именем Софии. Таким образом, церковь в целом и митрополит Даниил поддержали князя.
Пострижение состоялось в московском Рождественском монастыре, и она была сослана в Покровский суздальский монастырь, где провела остаток своей жизни (скончалась в 1542 г.).
В качестве официальной версии причины развода была выдвинута болезнь супруги великого князя. Этой версии держался и митрополит Даниил, в кругу которого настойчиво распространялась мысль о добровольном пострижении Соломонии Сабуровой. Однако некоторые источники свидетельствуют, что пострижение было насильственным: Соломония противилась принятию монашеского пострига, пыталась растоптать монашеские одежды. Великокняжеский сановник Иван Шигона угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя от имени государя. Несчастная, надевая ризу инокини, торжественно сказала: «Бог видит и отомстит моему гонителю».
В 1526 году для содержания монахини Софии Василий ІІІ пожаловал Покровскому монастырю из своих суздальских владений два села — Вышеславское и Борисовское.
Не забыт был и митрополит Даниил. Его горячее участие в деле о разводе было вознаграждено не только благосклонным вниманием государя. От Василия ІІІ он получил в дар суздальское село Быково.
Не прошло и двух месяцев после пострижения Соломонии, как 21 января 1526 года князь всея Руси Василий ІІІ сочетался вторым браком, взяв в жены литовскую княжну Елену Глинскую, в свите которой находился ее тайный любовник князь И. Ф. Оболенский — Телепнев — Овчина. Говорят, что в желании понравиться новой жене государь дошел до того, что «выбрил себе бороду». И это на святой Руси, еще за двести лет до петровских новшеств.
Женитьба государя Северо — Восточной Руси на Елене Васильевне Глинской, представительнице княжеской фамилии Юго — Западной Руси, символизировала стремление московских князей к установлению династического единства русских земель в рамках единого государства.
Только через три года желаемый результат был достигнут: великая княгиня родила 25 августа 1530 года знаменитого Ивана ІV Васильевича. Русский престол, наконец, получил долгожданного наследника.
А тем временем, вскоре после заточения Соломонии в Покровский монастырь, по Москве стали распространяться слухи, что у ссыльной княгини родился сын, которого она назвала Георгием и тайно воспитывала. К величайшему ужасу Василия ІІІ, слухи получили широкую огласку. Из документальных источников известно, что за подтверждение этих слухов две боярыни, супруги первостепенных советников великого князя, казначея Георгия Малого и постельничьего Якова Мазура, были примерно наказаны. По распоряжению Василия Ивановича в Суздаль были направлены его ближайшие помощники для установления истины. Однако Соломония отказалась показать ребенка предсказав, что, когда он вырастит, явится «в могуществе и славе», чтобы завладеть принадлежавшим ему по праву престолом, и отомстит за позор и обиду матери.
Дальнейшая судьба ее ребенка неизвестна. Не исключено, что он остался жив и тайно воспитывался у ее родственников. Эта легенда получила неожиданное подтверждение. В 1934 году директором суздальского музея А. Варгановым в результате проводившихся в усыпальнице Покровского собора археологических раскопок найдено и вскрыто около гробницы Соломонии — Софии надгробие XVІ века — захоронение предполагаемого младенца Георгия, а под ним обнаружен гробик- колода, в котором находилась кукла, одетая в маленькую шелковую рубашечку. Эту реликвию можно увидеть среди экспонатов суздальского музея. История рождения сына у Соломонии — это монастырская легенда, получившая широкое распространение. С другой стороны — Кудеяр, герой легенд и преданий, неизвестно когда и где родившийся. Не исключено, что имена Соломонии, Кудеяра и Ивана Грозного были впоследствии искусственно соединены между собой. Так родилась легенда о родстве Кудеяра и Ивана ІV.
Не следует отождествлять разбойника Кудеяра с реальным человеком, носящим то же имя. В русской истории второй половины XVІ века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из г. Белева, Кудеяр Тишенков. Примечательна судьба упомянутого Кудеяра Тишенкова. В мае 1571 года многочисленные конные орды крымского хана Девлет- Гирея совершили стремительное нападение на Москву. Вместе со своими сторонниками Тишенков перешел на сторону врагов и указал им путь подхода к столице. Крымскому хану удалось поджечь Москву, но затем его войска были вынуждены отступить. Однако услуга врагам была неоценимой, и этого оказалось достаточным, чтобы заслужить доверие хана. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы московского государства и остался в Крыму.
Известны письма пленного Василия Грязного из Крыма к Ивану Грозному, в которых упоминается Кудеяр. Через несколько лет изгнания Кудеяр обратился к царю с просьбой простить вину и разрешить вернуться на родину. Царское согласие было получено. Как сложилась дальнейшая судьба Кудеяра, не известно. Его имя больше нигде не упоминалось. нет документов, подтверждающих, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников- одно и то же лицо, однако время разбойника Кудеяра уходит в глубь веков и не поддается точной датировке.
В легендах и преданиях Тульского края говорится, что разбойник Кудеяр из этих мест. Имя его связывалось с бывшим Белевским уездом, что имело свои основания: в Арсеньевском районе, входившем ранее в Белевский уезд, есть село Кудеяровка и Кудеяровские выселки. Имеется деревня Кудеяровка и Новосильевском уезде. Предания упоминают, что могила Кудеяра находится на тульской земле: недалеко от Тулы, за Косой горой. В свою очередь поволжские легенды рассказывают, что Кудеяр похоронен в одном из курганов Саратовской губернии.
Происхождение названия населенного пункта Петушки Владимирской губернии связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.
Интересное предание о Кудеяре сохранилось в Рязанской губернии. На правом берегу Дона возвышается гора, именуемая Черным Яром или Городком, а на ней лежит большой синеватого цвета камень. Там находится городок разбойника Кудеяра — «Кудеярова крепость». Лежащий на горе камень местные жители считали за заколдованную, окаменевшую лошадь Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что была опалена огнем. Кудеяр вместе со своими сподвижниками — Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в дремучих лесах между Дубком и Лебедянью, занимались грабежом товаров, следовавших из Данкова в Азов. Заинтересованные в безопасности пути, донкие казаки выступили против разбойников и осадили «Кудеярову крепость». Обложив хворостом, они зажгли ее со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл свои сокровища в землю, поставил над ними любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в плен. Его сковали, а затем сбросили с Черного Яра в Дон.
В Рязанской губернии находили доказательства о пребывании там Кудеяра. В XVІІІ веке в урочище Каменные Крестцы на крутом берегу реки Истьи был найден огромный известковый камень с написанным на нем именем Кудеяра, а это место считалось одним из главных его притонов.
Предводителем одного из разбойничьих притонов в саратовском крае «был атаман Кудеяр, татарин, необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности». Согласно преданиям, он жил в пещере Кудеяровой горы. Помещения внутри пещеры были богато убраны сокровищами, добытыми при набегах. Рядом возвышается караульная гора, где Кудеяр ставил своих часовых. Вся эта местность охранялась стражей. Недалеко от Кудеяровой горы находится урочище Пушка, где были кузницы Кудеяра; там, по преданию, изготовлялось оружие. Курган Пунки в Саратовской губернии известен тем, что там Кудеяр похоронил красавицу жену, зарыв вместе с ней принадлежащие ей драгоценности.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
По преданиям Кудеяр обладал несметными сокровищами, зарытыми в местах, где он разбойничал. Знаменитая Кудеярова гора примечательна не только тем, что внутри ее пещеры жил Кудеяр, но и благодаря спрятанным в кладовых пещеры за железными дверями драгоценностям. Уходя в набег, Кудеяр заваливал вход так, что никто его не мог отыскать. Двери закрывались замками величиною с поросенка, а богатства сторожил пристав, нечистый дух, в образе седого старца. Сокровища, как утверждают легенды, целы до сих пор и найти их может тот, кто вычерпает расположенный рядом с пещерой Симов родник и найдет в нем золотые ключи от пещеры. По другим преданиям, в глухом и дремучем Кудеяровском лесу, недалеко от села Тушны, хранится «Кудеярова казна». Бочки с золотом прикованы к земле цепями, и никто не может к ним подойти.
В XІX веке в России было широко распространено кладоискательство. Слухи о несметных кладах, зарытых Кудеяром, породили целую армию кладоискателей. Поиски знаменитых кладов, в реальность существования которых многие верили, приводили к тому, что кладоискатели только им известными путями находили и располагали целыми описями этих кладов с предметами мест, по которым якобы можно было разыскать зарытые сокровища. На один из таких документов, датированный 1605 годом и подписанный самим Кудеяром, ссылался академик А. Минх.
Впечатление от таинственнойи загадочной личности Кудеяра было настолько сильным, что вдохновило известных историков и поэтов XІX века на создание художественных произведений, посвященных этой легендарной личности. Его имя обессмертил Н. Костомаровв романе «Кудеяр», он был воспет Н. Некрасовымв поэме «Кому на Руси жить хорошо» и А. Навроцким, посвятившим ему проникновенное сказание «Последняя любовь Кудеяра». Многочисленные легенды и преданияо знаменитом атамане разбойников послужили первоисточником сведений для упомянутых произведений.
Не шуми, мати зеленая дубрава,
Не мешай мне, доброму молодцу,
думу думати.
Как заутра мне, доброму молодцу,
во допрос идти,
Перед грозного судью -
самого царя.
Мрачную славу разбойника заслужил в народе Кудеяр своими набегами и грабежами, наводившими ужас и страх на жителей более десятка губерний европейской России, и в значительной степени такой исключительной популярности способствовала народная молва. Имя его приводило в трепет, и в представлении народа Кудеяр до сих пор остается символом зловещей силы.
Легенды и предания Поволжья относят время разбойничьих подвигов Кудеяра к эпохе Ивана Грозного. Многочисленны и разнообразны по сюжетам поволжские легенды. Одни предания считают Кудеяра разбойником, грабившим население, другие — опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя, третьи рассказывают, что он беглый разбойник и самозванец, выдавший себя за родственника Ивана IV, и, наконец, четвертые считают Кудеяра братом царя. Так, например, в легендах Саратовской губернии он назван Кудеяром Васильевичем. Легенды рассказывают, что однажды Иван Грозный вызвал Кудеяра в Казань и хотел его казнить, но, узнав об этом, Кудеяр бежал и временно скрылся в Кротковском городке.
Неизвестно, когда родился Кудеяр, но легенды и предания сообщают, что было это очень давно. Что касается легенд, которые относят его деятельность к эпохе царствования Ивана Грозного и считают царским братом, то упомянутые сюжеты имеют конкретную историческую основу бурного XVІ века. Поводом послужил широко известный факт из истории великокняжеской семьи.
Отец Ивана Грозного, великий князь московский Василий ІІІ, в 1505 году женился на молодой 16-летней красавице Соломонии, придирчиво выбрав ее в жены из полутора тысяч явившихся на смотрины барышень. После 21 года совместной жизни у супругов не было детей. Современный летописец повествует, что великий князь, едучи однажды на позлащенной колеснице, увидел на дереве птичье гнездо, заплакал и сказал: «Птицы счастливее меня, у них есть дети!» По свидетельству Карамзина («История государства Российского») князь говорил боярам: «Кто будет моим и русского царства наследником?». Братья ответствовали: «Государь, неплодную смоковницу посекают: на ее место садят иную в вертограде». Не только придворные угодники, но и ревностные друзья отечества могли советовать Василию, чтобы он развелся с Соломонией и новым супружеством даровал наследника церковью. Вот посему вопрос о разводе звучал для современников политически остро: «…что сильнее: власть государя или вековой обычай, утвержденный церковью».
Василий ІІІ долго не решался на этот шаг. Ежегодно он с великой княгиней совершал богомольные поездки по русским городам и монастырям, дарил иконы с молением о «чадородии». И только тогда, когда все меры были исчерпаны, государь решился «на дело жестокое в смысле нравственности». По указу Василия ІІІ был объявлен розыск о «неплодстве» Соломонии Сабуровой, вызвавший резкую оппозицию среди части бояр и некоторых церковных кругов. Чтобы обмануть закон и совесть, предложил Соломонии добровольно отказаться от мира. Она не хотела. Следствием розыска явилось пострижение Соломонии в 1525 году в монахини под именем Софии. Таким образом, церковь в целом и митрополит Даниил поддержали князя.
Пострижение состоялось в московском Рождественском монастыре, и она была сослана в Покровский суздальский монастырь, где провела остаток своей жизни (скончалась в 1542 г.).
В качестве официальной версии причины развода была выдвинута болезнь супруги великого князя. Этой версии держался и митрополит Даниил, в кругу которого настойчиво распространялась мысль о добровольном пострижении Соломонии Сабуровой. Однако некоторые источники свидетельствуют, что пострижение было насильственным: Соломония противилась принятию монашеского пострига, пыталась растоптать монашеские одежды. Великокняжеский сановник Иван Шигона угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя от имени государя. Несчастная, надевая ризу инокини, торжественно сказала: «Бог видит и отомстит моему гонителю».
В 1526 году для содержания монахини Софии Василий ІІІ пожаловал Покровскому монастырю из своих суздальских владений два села — Вышеславское и Борисовское.
Не забыт был и митрополит Даниил. Его горячее участие в деле о разводе было вознаграждено не только благосклонным вниманием государя. От Василия ІІІ он получил в дар суздальское село Быково.
Не прошло и двух месяцев после пострижения Соломонии, как 21 января 1526 года князь всея Руси Василий ІІІ сочетался вторым браком, взяв в жены литовскую княжну Елену Глинскую, в свите которой находился ее тайный любовник князь И. Ф. Оболенский — Телепнев — Овчина. Говорят, что в желании понравиться новой жене государь дошел до того, что «выбрил себе бороду». И это на святой Руси, еще за двести лет до петровских новшеств.
Женитьба государя Северо — Восточной Руси на Елене Васильевне Глинской, представительнице княжеской фамилии Юго — Западной Руси, символизировала стремление московских князей к установлению династического единства русских земель в рамках единого государства.
Только через три года желаемый результат был достигнут: великая княгиня родила 25 августа 1530 года знаменитого Ивана ІV Васильевича. Русский престол, наконец, получил долгожданного наследника.
А тем временем, вскоре после заточения Соломонии в Покровский монастырь, по Москве стали распространяться слухи, что у ссыльной княгини родился сын, которого она назвала Георгием и тайно воспитывала. К величайшему ужасу Василия ІІІ, слухи получили широкую огласку. Из документальных источников известно, что за подтверждение этих слухов две боярыни, супруги первостепенных советников великого князя, казначея Георгия Малого и постельничьего Якова Мазура, были примерно наказаны. По распоряжению Василия Ивановича в Суздаль были направлены его ближайшие помощники для установления истины. Однако Соломония отказалась показать ребенка предсказав, что, когда он вырастит, явится «в могуществе и славе», чтобы завладеть принадлежавшим ему по праву престолом, и отомстит за позор и обиду матери.
Дальнейшая судьба ее ребенка неизвестна. Не исключено, что он остался жив и тайно воспитывался у ее родственников. Эта легенда получила неожиданное подтверждение. В 1934 году директором суздальского музея А. Варгановым в результате проводившихся в усыпальнице Покровского собора археологических раскопок найдено и вскрыто около гробницы Соломонии — Софии надгробие XVІ века — захоронение предполагаемого младенца Георгия, а под ним обнаружен гробик- колода, в котором находилась кукла, одетая в маленькую шелковую рубашечку. Эту реликвию можно увидеть среди экспонатов суздальского музея. История рождения сына у Соломонии — это монастырская легенда, получившая широкое распространение. С другой стороны — Кудеяр, герой легенд и преданий, неизвестно когда и где родившийся. Не исключено, что имена Соломонии, Кудеяра и Ивана Грозного были впоследствии искусственно соединены между собой. Так родилась легенда о родстве Кудеяра и Ивана ІV.
Не следует отождествлять разбойника Кудеяра с реальным человеком, носящим то же имя. В русской истории второй половины XVІ века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из г. Белева, Кудеяр Тишенков. Примечательна судьба упомянутого Кудеяра Тишенкова. В мае 1571 года многочисленные конные орды крымского хана Девлет- Гирея совершили стремительное нападение на Москву. Вместе со своими сторонниками Тишенков перешел на сторону врагов и указал им путь подхода к столице. Крымскому хану удалось поджечь Москву, но затем его войска были вынуждены отступить. Однако услуга врагам была неоценимой, и этого оказалось достаточным, чтобы заслужить доверие хана. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы московского государства и остался в Крыму.
Известны письма пленного Василия Грязного из Крыма к Ивану Грозному, в которых упоминается Кудеяр. Через несколько лет изгнания Кудеяр обратился к царю с просьбой простить вину и разрешить вернуться на родину. Царское согласие было получено. Как сложилась дальнейшая судьба Кудеяра, не известно. Его имя больше нигде не упоминалось. нет документов, подтверждающих, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников- одно и то же лицо, однако время разбойника Кудеяра уходит в глубь веков и не поддается точной датировке.
В легендах и преданиях Тульского края говорится, что разбойник Кудеяр из этих мест. Имя его связывалось с бывшим Белевским уездом, что имело свои основания: в Арсеньевском районе, входившем ранее в Белевский уезд, есть село Кудеяровка и Кудеяровские выселки. Имеется деревня Кудеяровка и Новосильевском уезде. Предания упоминают, что могила Кудеяра находится на тульской земле: недалеко от Тулы, за Косой горой. В свою очередь поволжские легенды рассказывают, что Кудеяр похоронен в одном из курганов Саратовской губернии.
Происхождение названия населенного пункта Петушки Владимирской губернии связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.
Интересное предание о Кудеяре сохранилось в Рязанской губернии. На правом берегу Дона возвышается гора, именуемая Черным Яром или Городком, а на ней лежит большой синеватого цвета камень. Там находится городок разбойника Кудеяра — «Кудеярова крепость». Лежащий на горе камень местные жители считали за заколдованную, окаменевшую лошадь Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что была опалена огнем. Кудеяр вместе со своими сподвижниками — Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в дремучих лесах между Дубком и Лебедянью, занимались грабежом товаров, следовавших из Данкова в Азов. Заинтересованные в безопасности пути, донкие казаки выступили против разбойников и осадили «Кудеярову крепость». Обложив хворостом, они зажгли ее со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл свои сокровища в землю, поставил над ними любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в плен. Его сковали, а затем сбросили с Черного Яра в Дон.
В Рязанской губернии находили доказательства о пребывании там Кудеяра. В XVІІІ веке в урочище Каменные Крестцы на крутом берегу реки Истьи был найден огромный известковый камень с написанным на нем именем Кудеяра, а это место считалось одним из главных его притонов.
Предводителем одного из разбойничьих притонов в саратовском крае «был атаман Кудеяр, татарин, необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности». Согласно преданиям, он жил в пещере Кудеяровой горы. Помещения внутри пещеры были богато убраны сокровищами, добытыми при набегах. Рядом возвышается караульная гора, где Кудеяр ставил своих часовых. Вся эта местность охранялась стражей. Недалеко от Кудеяровой горы находится урочище Пушка, где были кузницы Кудеяра; там, по преданию, изготовлялось оружие. Курган Пунки в Саратовской губернии известен тем, что там Кудеяр похоронил красавицу жену, зарыв вместе с ней принадлежащие ей драгоценности.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
По преданиям Кудеяр обладал несметными сокровищами, зарытыми в местах, где он разбойничал. Знаменитая Кудеярова гора примечательна не только тем, что внутри ее пещеры жил Кудеяр, но и благодаря спрятанным в кладовых пещеры за железными дверями драгоценностям. Уходя в набег, Кудеяр заваливал вход так, что никто его не мог отыскать. Двери закрывались замками величиною с поросенка, а богатства сторожил пристав, нечистый дух, в образе седого старца. Сокровища, как утверждают легенды, целы до сих пор и найти их может тот, кто вычерпает расположенный рядом с пещерой Симов родник и найдет в нем золотые ключи от пещеры. По другим преданиям, в глухом и дремучем Кудеяровском лесу, недалеко от села Тушны, хранится «Кудеярова казна». Бочки с золотом прикованы к земле цепями, и никто не может к ним подойти.
В XІX веке в России было широко распространено кладоискательство. Слухи о несметных кладах, зарытых Кудеяром, породили целую армию кладоискателей. Поиски знаменитых кладов, в реальность существования которых многие верили, приводили к тому, что кладоискатели только им известными путями находили и располагали целыми описями этих кладов с предметами мест, по которым якобы можно было разыскать зарытые сокровища. На один из таких документов, датированный 1605 годом и подписанный самим Кудеяром, ссылался академик А. Минх.
Впечатление от таинственнойи загадочной личности Кудеяра было настолько сильным, что вдохновило известных историков и поэтов XІX века на создание художественных произведений, посвященных этой легендарной личности. Его имя обессмертил Н. Костомаровв романе «Кудеяр», он был воспет Н. Некрасовымв поэме «Кому на Руси жить хорошо» и А. Навроцким, посвятившим ему проникновенное сказание «Последняя любовь Кудеяра». Многочисленные легенды и преданияо знаменитом атамане разбойников послужили первоисточником сведений для упомянутых произведений.
ПОДРОБНЕЕ С ВИДЕО...
Комментариев нет:
Отправить комментарий