Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Древняя Русь, Киев.
Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.
Из личной коллекции М. П. Боткина.
Колт. Древняя Русь. XII век.
Золото, перегородчатая эмаль.
Колт. Древняя Русь. XII век.
Золото, перегородчатая эмаль.
Золотой перстень-печать с изображением льва.
Древняя Русь, Киев. XIII век.
Из личной коллекции М. П. Боткина.
Является лучшим образцом из всех известных на Руси подобных перстней.
Золотое кольцо. Городище Берестье. XIII век.
Ожерелье (подвеска). Древняя Русь. X век.
Золото, эмаль; ковка, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая.
Местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей.
Фрагмент.
Бармы великокняжеские из Старой Рязани . XII век.
Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, эмаль; зернь, низание жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая.
Музей-заповедник "Московский Кремль".
Бармы великокняжеские из Старой Рязани. XII век.
Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, эмаль; зернь, низание жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая.
Музей-заповедник "Московский Кремль".
Диадема со сценой вознесения Александра Македонского. XII век.
Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг. Длина - 35 см.
Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на Девич-Горе у села Сахновки.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей.
Колт. Святой мученик. Древняя Русь. XI век.
Золото, жемчуг; литье, эмаль перегородчатая.
Местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей.
Птицы фланкирующие. Древо жизни.
Колт. Древняя Русь. XI век. Золото, эмаль.
Местонахождение: США. Миннеаполис. Музей Русского Искусства.
Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 - 13 века.
Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань.
Из раскопок А. С. Уварова. Владимирская губерния, 1851.
Памятник найден при раскопках графом Уваровым курганов Суздальского уезда, возле деревни Исады, расположенной на берегу реки Нерли, недалеко от Суздаля.
Согласно описанию Уваровым обстоятельств находки, все предметы, составляющие оплечье, обнаружены в одном из курганов сбоку, на поверхности, так что были явно только спрятаны в нем и никакого отношения к погребению в кургане не имеют.
О том же свидетельствует и инвентарь кургана. Реконструкция первоначального вида оплечья была сделана по найденным предметам еще Уваровым, в основном правильно, хотя порядок размещения блях и промежуточных бусин представляется гадательным.
Реконструированное суздальское оплечье хранится сейчас в залах археологического отдела Исторического музея в Москве.
Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада. Фрагмент.
Первая половина 11 века.
Все изображения выполнены перегородчатой эмалью, работы, несомненно, местного русского мастера, как о том свидетельствует характер надписей, выдающий механическую, с ошибками, копировку букв и слогов, а также характерную народную переделку имени "Петр" в "Петро".
...стремление мастера к яркой красочности и сочетании отвлеченного цветового узора, которой зачастую подчиняется весь подбор тонов эмалевой раскраски изображений, является вообще характерной стилевой чертой древнерусских эмалей. Эта черта в особой степени свойственна вещам как раз наиболее совершенным по технике выполнения эмалей и, следовательно, никак не может быть случайной, объяснимой только неумением местных мастеров следовать византийским образцам и их принципам отбора цветов для священных изображений.
"Варварское" искусство характеризуется стремлением к яркой красочности и богатству цветовых соотношений в узорах из ценных камней или из подражающих им стеклянных цветных сплавов, располагаемых на золотых фонах украшений, утвари, конской сбруи и оружия. И эта живая еще традиция художественных вкусов варварского общества - не объясняет ли нам именно она тот расцвет эмалевого дела древней Руси, какой мы знаем в 11-12 веках.
Каменнобродский
клад. Найден в 1903 году в Киевской губернии. Обстоятельства находки
неизвестны, отчет Археологической комиссии сообщает только, что она
сделана случайно, "при обкапывании скалы для каменотесных изделий".
Вещи клада поступили в Археологическую комиссию, сдавшую его в Эрмитаж, откуда он в настоящее время передан Украинским государственным музеям.
Вещи клада поступили в Археологическую комиссию, сдавшую его в Эрмитаж, откуда он в настоящее время передан Украинским государственным музеям.
«Черниговская гривна». 11 век.
Золотой амулет-змеевик с Архангелом Михаилом
Центральное звено золотой диадемы со сценой вознесения Александра Македонского. XII век.
Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг.
Сахновский клад 1900.
На Руси XII век являлся временем повышенного интереса к изображению сцены Вознесения Александра Македонского, нашедшему отражение как в декоративном и прикладном, так и в монументальном искусстве. Особенно был популярен этот сюжет в древнерусской белокаменной резьбе, где он служил символом апофеоза местных правителей.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей.
Панагия. 16 век. Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг.
"Белгородская гривна". Золотой амулет-змеевик. Около 1117 года.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Шапка Мономаха. 13 - 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка.
Русское золото. Браслет. 12 - 13 века.
Государственные музеи Московского Кремля.
Русское золото. Колт. 11 век.
Перегородчатая эмаль.
Колты из Рязанского клада. 12 век.
Золото, жемчуг, драгоценные камни.
Чаша-потир. Древняя Русь, 12 век.
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Венец с оклада иконы Богоматерь Боголюбская.
14 - 15 века. Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь.
Чаша-потир. Новгород, 1329 год.
Яшма, серебро, драгоценные камни, резьба, скань, золочение.
Русское золото. Колт. 11 век.
Перегородчатая эмаль.
«Черниговская гривна». Амулет-змеевик. 11 век.
Государственный Русский музей.
Русское золото. Браслет. 4 - 5 век.
Государственные музеи Московского Кремля.
Русское золото. Височные кольца. 12 век.
Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий